Фаркоп – важная деталь многих автомобилей, и неотъемлемая – автомобилей грузового назначения. Устройство предназначено для крепления грузового или легкового прицепа к транспортному средству. По сути, это – простейшая деталь автомобиля (если не считать модели, оснащенные пружинными демпферами), тем не менее, она должна быть не менее надежной, чем и все прочие части кузова, поэтому фаркопы изготавливаются из особо прочной стали.
Фаркопы отличаются по способу их крепления к автомобилю, а также по способу соединения с прицепом, из-за чего подбор нужной детали может оказаться делом затруднительным, ведь производители разных моделей и марок автомобилей и прицепов могут выдвигать разные требования к этой детали кузова. Так, существует три основных вида фаркопов: шарового типа, крюкового типа и беззазорного типа, также называемого европетлей.
- Шаровые тягово-сцепные устройства (ТСУ) чаще всего можно встретить на легковых автомобилях, при этом размеры сцепных шаров в разных странах отличаются. Тем не менее мировые стандарты подразумевают допустимые диаметры для шаров в размере 47,6 мм, 50 мм, 50,8 мм, а также 58,7 мм.
- На грузовых автомобилях обычно применяют крюковые ТСУ. Их главное достоинство – куда большие на фоне ТСУ шарового типа углы гибкости при движении по местности с различным рельефом, в т.ч. по бездорожью. Такие фаркопы можно встретить трех основных размеров: внутренний диаметр петли составляет 76 мм, 85 мм или 95 мм. Тем не менее, существует большое разнообразие ТСУ типа «крюк-петля», что обусловлено разнообразием условий, в которых данная деталь должна работать. Вес такого фаркопа может достигать 30 кг.
- Европетля – особая конструкция фаркопа, которая устанавливается на современных грузовых автомобилях. Сцепление грузовика и прицепа осуществляется посредством вертикально перемещаемого пальца. Также на фаркопе данного типа монтируется ловитель, что облегчает процесс сцепление автомобиля и прицепа.
Стоит также сказать, что ряд корпусов автомобилей позволяет осуществлять монтаж фаркопов как в задней части машины, так и в передней, что облегчает процесс маневрирования для водителя.